В последние дни всё чаще ходят разговоры о том, что 9 мая Владимир Путин объявит о каких-то стратегических решениях по Украине.
Слухи есть разные. Говорят, что Москва начнет мобилизацию и объявит Украине войну. Или объявит о “референдуме” по присоединению “ЛДНР”.
Что говорят о дате 9 мая разные источники
Агентство CNN сегодня заявило, что Путин может официально объявить войну Украине 9 мая. Об этом журналистам сообщил высокопоставленный чиновник со ссылкой на данные разведслужб.
Путин может воспользоваться символическим значением Дня Победы, чтобы объявить либо о военных достижениях в Украине, либо об эскалации боевых действий, либо о том и другом.
Наиболее вероятным источники агентства считают сценарий официального объявления войны.
Сейчас российские власти настаивают, что в Украине проходит “специальная военная операция”, слова “война” и “вторжение” в контексте боевых действий фактически находятся под запретом.
Как пишет CNN, официальное объявление войны может усилить общественную поддержку, а также позволит российским властям объявить мобилизацию, в которой Россия, по мнению американских чиновников, сейчас очень нуждается (это вопрос спорный, но к нему мы вернемся ниже).
Другие варианты на 9 мая, по мнению CNN, включают в себя аннексию Луганской и Донецкой области, начало атаки на Одессу на юге или объявление полного контроля над Мариуполем.
Кстати, об аннексии сегодня написала и газета The Washington Post. Она заявила, что Москва планирует провести на подконтрольных ей украинских территориях “референдумы”. Но состоится это не 9 мая, а в середине месяца.
Аналогичное предположение высказывал ранее российский оппозиционер Дмитрий Гудков, который заявлял, что на День Победы РФ объявит о планах присоединения к себе “ЛНР” и “ДНР”.
Версию о том, что на День победы объявят о мобилизации, вчера, 2 мая выдвинула украинская разведка – ГУР. Глава ведомства Кирилл Буданов заявил, что “Росрезерв начал сверять, что на самом деле есть у них в наличии, и подсчитывать, что они могут выдать по мобилизационным нарядам. Это абсолютно необходимый шаг перед началом настоящей мобилизации”.
При этом в возможность захватить весь Донбасс ко Дню победы Буданов не верит: “Это их цель, но не будет этого, не успевают. Никаким образом они не успевают”.
Еще один прогноз на 9 мая прозвучал от папы Римского Франциска. В интервью газете Corriere della Sera он воспроизвел информацию, которую услышал от премьера Венгрии Виктора Орбана. Согласно оной Путин 9 мая объявит о завершении “спецоперации”.
“Орбан, когда я с ним встретился, сказал мне, что у россиян есть план, что все закончится 9 мая. Надеюсь, это так… Потому что сейчас это не просто Донбасс, это Крым, это Одесса, это забирает у Украины черноморский порт, вот и все. Я пессимистично настроен, но мы должны сделать все возможное, чтобы остановить войну”, – заявил понтифик.
Насколько реалистичны “планы России”?
Разберем детально, какие сценарии более или менее вероятны на 9 мая.
Всеобщая мобилизация.
Эксперты к объявлению открытой мобилизации в РФ относятся скептически.
Изначально Путин позиционировал происходящее, как “специальная военная операция”. Власти России заявляли, что мобилизации проводить не планируют. Но разговоры о ней витали в том числе в российской медиасфере. Особенно усилились они после явной пробуксовки российского наступления. А также появившихся в экспертной среде оценок, что общая группировка российских войск, которая ведет сейчас наступление в Украине по широкому фронту, значительно уступает по своей численности украинской армии, что противоречит законам войны.
Случай, когда ВСУ отбили у россиян деревню Русская Лозовая и ряд других населенных пунктов к северу от Харькова, где преимущественно стояли мобилизованные в “ДНР” и “ЛНР”, в этом смысле показателен.
Украинский военный эксперт Олег Жданов также недавно в эфире телемарафона заявил, что вероятность всеобщей мобилизации в России невелика.
“Думаю, что ее не будет. Во-первых, что им делать с общей мобилизацией. Да, Россия может, по разным оценкам, до 18 млн мобилизационного резерва призвать. Но что делать с таким количеством людей в армии? Где столько взять вооружение? Их нужно одеть, накормить, вооружить и тому подобное. Поэтому, я думаю, что общей мобилизации в России не будет. В военном плане это не имеет смысла, а в экономическом плане это будет очень трудно для самой России”, – заявил Жданов.
Кроме того, трудно сказать какой эффект окажет мобилизация на общественное мнение внутри России и на отношение к войне в Украине и вообще к политики властей. Сейчас высокий уровень поддержки “спецоперации” во-многом держится на том, что воюют, в основном, контрактники. То есть те люди, которые добровольно согласились на военную службу и получают за нее деньги. Если же начнут призывать сотни тысяч резервистов и отправлять их на фронт, то к войне в Украине у россиян отношение может быстро измениться.
В то же время, это пока лишь теоретические предположения. Кроме того, мы не знаем точно российских потерь во время “спецоперации”. А также планов РФ. Если они простираются даже на заявленные ранее территории – Донбасс и весь юг Украины, включая Одессу, то эта война может продлиться действительно долго.
Поэтому может быть резон сейчас провести хотя бы частичную мобилизацию и начать готовить кадры под задачи, которые будут решаться уже ближе к осени или концу года.
И в теории об этом и могут объявить на День Победы. Хотя очевидно, что такие мероприятия проводятся уже сейчас.
Объявление войны Украине.
Формальный повод сделать это есть – Москва обвиняет Украину в нанесении ударов по собственно российской территории.
Второй фактор – массовая западная военная помощь Киеву. Это позволяет российской власти заявлять, что война идет против “всего НАТО”. И в будущем сможет оправдать разного рода экстраординарные меры внутри своей страны.
В том числе, к примеру, частичную мобилизацию, о которой мы говорили выше. Или снятие барьеров для отправки на фронт срочников. Военное положение также позволяет перевести экономику на военные рельсы и улучшить снабжение фронта за счет ресурсов частного сектора.
В теории это дало бы РФ шанс ускорить наступление. А также быстрее заготовить резервы и ресурсы под предстоящие военные операции (например, атаку на Николаев, Одессу или Днепропетровскую область).
Да и действительно трудно выбрать более удобную дату, чем 9 мая, чтобы объявить войну и общенациональную мобилизацию всех сил.
Официальная война стала бы свидетельством фактического провала “спецоперации” в Украине.
“Референдумы” и присоединение территорий.
До 9 мая провести никаких голосований, видимо, уже не удастся физически.
Путин может разве что заявить о старте процесса “присоединения” ныне подконтрольных России частей Украины – как “ЛДНР”, так и новых территорий на юге страны, Донбассе и Харьковской области. Или просто о таких планах.
Проблема в том, что война еще идет. И ни Донбасс, ни Харьковская или Запорожская области целиком не захвачены (и вряд ли будут заняты до 9 мая). Поэтому заявление о “референдуме” на занятых противником территориях прозвучало бы странно.
В общем, пока больше “против”, чем “за” любые телодвижения по этому вопросу, пока не определится ситуация на фронте.
При том, что “референдумы”, а далее – или признание “независимости”, или присоединение, в Кремле наверняка рассматриваются.
В “ЛДНР” еще в марте анонсировали, что есть планы по проведению такого голосования. Но говорили, что это если и произойдет, то только после окончания войны.
Заявление о завершении спецоперации.
То, о чем говорил папа Римский. Впрочем, очевидно, что до 9 мая российские войска вряд ли смогут достигнуть хотя бы какой-то из крупных заявленных целей. Например, вряд ли удастся захватить Донбасс.
В целом же решения Путина по мобилизации, объявлению войны и прочим возможным “резким” шагам связаны напрямую с его реальными планами. Если он хочет ограничиться установлением контроля над всей территорией Донецкой и Луганской областей после чего объявить о завершении “спецоперации” и предложить Украине оформить новую ситуацию мирным соглашением, это один расклад. И в таком случае, ни мобилизацию, ни войну объявлять Путину смысла нет.
Если же планы у него более широкие и долгосрочные – тогда, теоретически, возможно всякое.