Почему Россия так стремится взять Бахмут: аналитика The NYT
Украина неожиданно оказалась в военном конфликте, развернувшемся в городе на востоке, о котором мало кто слышал раньше. Теперь за этим наблюдает весь мир.
Бахмут, бывший казацкий форпост, который в начале войны являлся соледобывающим городом, стал местом столкновения двух армий. Гордость, неповиновение и чистое упрямство быстро придали городу чрезвычайное значение.
За несколько недель до того, как президент Украины Владимир Зеленский посетил город Бахмут в декабре, военнослужащий с позывным “Медведь” смотрел из окна разрушенной квартиры на шестом этаже, выходившем на восточную часть города. Автор материала тихонько стоял возле него. Сражение внизу велось в приглушенной ярости. Гореть уже было нечему, территория была обстреляна до основания.
Это была одна из сотен долгих ночей, когда Бахмут стал центром одних из самых ожесточенных боев в войне — объектом острого желания России и упорной обороны Украины. И теперь город Бахмут, кажется, впал в руки россиян через 10 месяцев, оставив тысячи солдат ранеными или убитыми, и остается вопрос: как невзрачный город, о котором мир никогда не слышал, стал местом, где обе стороны решили бороться до конца, независимо от цены?
Траектория войны неизвестна. Участники боевых действий, политические взгляды и военная стратегия одинаково имеют право голоса в ведущихся битвах и следующем за ними насилии. Бахмут, бывший казацкий форпост, который в начале войны являлся соледобывающим городом, стал местом столкновения двух армий. Гордость, неповиновение и чистое упрямство быстро придали городу чрезвычайное значение.
До утра понедельника, 22 мая, украинские официальные лица говорили о контроле над “окрестностями” Бахмута и готовили операции на флангах, что мало указывало на то, что бой в городе подошел к концу. Среди руин довоенное население из примерно 70 000 сократилось до нескольких тысяч или меньше.
Президент России Владимир Путин четко дал понять, что его войска собираются захватить Бахмут, а затем нацелиться на весь богатый полезными ископаемыми регион Донбасса, в котором город расположен. Зимнего затишья не было, земля затвердела, а к металлическим проломам гаубиц и автоматов Калашникова стало больно прикасаться онемевшими от холода пальцами. Весна просто принесла еще большее разрушение в ожесточенных и кровопролитных уличных боях.
Военные аналитики, западные официальные лица и СМИ месяцами спорили о “стратегическом значении” Бахмута. Россияне могли бы лучше использовать свои ресурсы, полагают аналитики. Украина должна отступить на лучшую землю и продолжить наступление где-нибудь, добавили они.
Владимир Зеленский превратил Бахмут в официальный центр войны, когда он посетил город в декабре, явившись вместе со своими уставшими войной солдатами на месте, похожем на пустую фабрику вблизи фронта. В центре внимания был лежащий полицейский в городе, который раньше назывался Артемовск.
Бахмут по его когда-то аккуратным пешеходным дорожкам и известной винодельне вдруг стал стратегически важным, соглашались с этим генералы и аналитики или нет.
Визит Зеленского был необходим СМИ и украинскому народу. “Бахмут держится” стало лозунгом. В войне произошло еще одно стандартное сражение, которое было ужасно похоже на осаду Мариуполя и бои в Лисичанске и Северодонецке за месяцы до нее: защитники отбивались от значительно большей армии.
Когда Евгений Пригожин начал сниматься на видео на Бахмутском фронте. В видео, опубликованном в марте, главарь “вагнеровцев” попросил украинского президента Владимира Зеленского продолжать присылать “боеспособные подразделения”, чтобы его войска могли их убить.
Визит Зеленского ясно дал понять: его силы будут бороться до конца. Бахмут присоединился к списку городов, где погибло много солдат в обмен на несколько километров опустошенной земли.
Те выживущие солдаты всю жизнь будут думать, стоит ли она того. А погибших будут вспоминать как павших героев битвы за Бахмут, шеренги, встретившие свой край в городе, о котором год назад многие и не слышали.