Ученые выяснили, почему знаменитый золотой испанский дворец Альгамбра становится фиолетовым
В своем новом исследовании специалисты использовали электронные микроскопы, оснащенные различными спектрометрами, для исследования структуры и химического состава золотых элементов.
Построенный почти 800 лет назад дворец Альгамбра, расположенный в восточной части города Гранада в Южной Испании, украшен мерцающим сусальным золотом, который должен был выдержать испытание временем. Однако некоторые части интерьера Альгамбры превратились из ослепительно-золотого в тусклый пурпурный, который окрасил близлежащую штукатурку, пишет Physics.
Исследователи долгое время изо всех сил пытались определить причину такого изменения. И вот наконец ученые Каролина Карделл и Изабель Гуэрра из Гранадского университета в Испании нашли объяснение. Их исследование показало, что преображение происходит преимущественно из-за коррозии золота под воздействием окружающей среды.
“Эта работа стала возможной благодаря технологическим достижениям, которые были недоступны, когда фиолетовую окраску впервые заметили в 1990-х годах”, — рассказала Гуэрра.
В своем новом исследовании Карделл и Герра использовали электронные микроскопы, оснащенные различными спектрометрами, для исследования структуры и химического состава золотых элементов, содержащих слои олова, золота и гипса, которые были нанесены на дворец в XIX веке.
Изучая дворец, ученые обнаружили, что коррозия декорированного участка зависела от грязи. Когда золото было чистым, Карделл и Герра наблюдали окисление олова. Но когда золото было грязным они наблюдали окисление золота.
Чистое золото сохраняло контакт с окружающей средой, что, по мнению специалистов, обеспечивало его насыщение кислородом. Однако золото, покрытое грязью, потеряло такой контакт, что приво к деоксигенации золота, спровоцировав коррозию. В итоге эта коррозия привела к растворению золота и созданию золотых наносфер с правильным диаметром для отражения фиолетового света.
Эксперты надеются, что их результаты помогут понять реакции деградации других позолоченных артефактов и найти способы сохранения произведений искусства.